Что следует знать о маниакально-депрессивном психозе
Маниакально-депрессивный психоз, или МДП, определяют как заболевание, протекающее в форме депрессивных и маниакальных фаз, разделенных так называемыми интермиссиями, состояниями с полным исчезновением психических расстройств и с сохранностью преморбидных свойств личности. Отсутствие стойких резидуальных, или остаточных, нарушений, а также сущесвенных изменений личности и признаков дефекта даже при многократных рецидивах и многолетнем течении заболевания позволяет считать маниакально-депрессивный психоз заболеванием с благоприятным прогнозом. В него включают как выраженные формы, или циклофрению, так и мягкие, ослабленные разновидности, или циклотимию.
По оценкам экспертов, на сегодняшний день 3-5% от всех психиатрических пациенто, которых госпитализируют в стационары, составляют больные с маниакально-депрессивным психозом. Различия в оценке количества таких больных связаны с разным подходом к диагностике заболевания и вариативности установления его границ. Как правило, врачи уделяют большее внимание больным с тяжелыми психотическими формами. Женщины заболевают маниакально-депрессивным психозом приблизительно вдвое чаще по сравнению с мужчинами. Заболевание может начинаться в любом возрасте, чаще в зрелом и позднем.
Какова этиология маниакально-депрессивного психоза?
Среди факторов, играющих роль в этиологии и патогенезе маниакально-депрессивного психоза, меньше всего сомнений вызывают наследственность и конституциональные особенности. В семьях больных выявляется много лиц, страдающих этим заболеванием или другими аффективными расстройствами. Часто болеют один из родителей больного, его дети. Исключительно высока конкордантность монозиготных близнецов по МДП (95%), что также свидетельствует о несомненной роли наследственности. Важную роль в патогенезе этого заболевания ученые отводят эндокринному фактору: фазы часто возникают у женщин в связи с менструациями, родами, климаксом.
Тем не менее точных данных о роли эндокринного фактора до сих пор получить не удалось. Как недостаточно на сегодняшний день изучена и роль диэнцефальных и гипоталамических мозговых структур, которые по многим косвенным показателям имеют важное значение в регуляции общего тонуса и настроения. Часть исследователей утверждает, что именно дисфункции диэнцефальной области играют решающую роль в возникновении симптомов маниакально-депрессивного психоза. Нейрохирургическая практика и изучение действия нейролептических препаратов принесли новые аргументы в пользу этой концепции. В результате механического (при опухолях) или химического воздействия на диэнцефальную и гипоталамическую области и глубинные структуры височных долей могут возникнуть расстройства, очень сходные с клиническими проявлениями маниакально-депрессивного психоза.
Особенности клинической картины
Маниакальные и депрессивные состояния, возникающие отдельными или сдвоенными фазами, практически исчерпывают клинические проявления заболевания. Депрессивные фазы наблюдаются в несколько раз чаще, чем маниакальные. При этом выраженность маниакального или депрессивного расстройства различна: от амбулаторных гипомании и циклотимической депрессии до тяжелых и сложных маниакальных и депрессивных синдромов, требующих неотложной помощи и особого ухода.
Значительно варьирует и продолжительность отдельных фаз: от нескольких дней и недель до нескольких лет, например, это могут быть затяжные депрессии и мании. В среднем возрасте фазы длятся обычно от двух-трех до пяти-шести месяцев, число фаз и соответственно продолжительность интермиссий могут быть различными. Нередко в течение жизни возникают одна-три манифестные фазы. В других случаях болезнь рецидивирует очень часто, особенно на поздних этапах. Продолжительность фаз и частота рецидивов болезни не связаны с выраженностью аффективного нарушения (мании и депрессии). Транзиторными или затяжными могут оказаться и глубокие мании и депрессии, и гипомании и субдепрессии.
Болезнь, точнее, ее первая манифестная фаза, может развиться либо аутохтонно, либо в связи с экзогенией, психогенией, родами и другими генеративными факторами. Спонтанно или после провокации могут возникать и повторные фазы болезни. Часто они начинаются в определенное время года, преимущественно весной и осенью. Сезонность может наблюдаться в определенном периоде болезни или на протяжении всего ее течения. После кратковременных предвестников аффективные расстройства довольно быстро, всего лишь за несколько недель, достигают максимальной выраженности. Нередко кульминация фазы наступает через несколько дней после ее начала, реже наблюдается внезапное пароксизмальное начало фазы или переход в противоположную фазу за одну ночь или в течение одного дня. Сходным образом совершается и обратное развитие фазы.
Депрессивную фазу определяют следующим обрaзом:
— подавленным настроением (депрессивный аффект);
— заторможенностью мыслительных процессов (интеллектуальное торможение);
— психомоторным и речевым торможением.
Маниакальную фазу определяют следующим образом:
— повышенным настроением (маниакальный аффект);
— ускоренным протеканием психических процессов (интеллектуальное возбуждение);
-n психомоторным и речевым возбуждением.
Как протекает маниакально-депрессивный психоз
Многие больные с маниакально-депрессивным психозом в течение жизни имеют лишь одну фзу болезни, которая тем не менее может оказатся достаточно затяжной, однако, после нее наступает выздоровление. Таким образом, правильнее говорить о стойкой интермиссии, так как фазы могут повторяться даже через десятки лет. В связи с этим число больных МДП с однофазным течением уменьшается параллельно увеличению сроков катамнеза. Больше чем у половины всех больных заболевание выражается чередованием одних депрессивных фаз. Монополярное течение в виде только маниакальных фаз наблюдается у небольшого числа больных (4-6%), но возможность возникновения противоположного состояния сохраняется и, хотя и редко, в позднем возрасте течение болезни становится биполярным.
При биполярном, или циклическом, течении отдельные фазы могут быть моноаффективными, сдвоенными, биполярно-лабильными. Для маниакально-депрессивного психоза характерно чередование фаз с интервалами практического восстановления здоровья. В ряде случаев на некоторое время устанавливается непрерывное повторение или чередование различных по длительности депрессивных и маниакальных состояний. У некоторых больных смена настроения наступает очень часто, причем депрессии и мании длятся по нескольку дней. Иногда периоды повышенного и подавленного настроения бывают весьма длительными, до нескольких лет. Течение болезни без светлых промежутков может наблюдаться и на циклотимическом уровне.
Какие существуют особенности маниакально-депрессивного психоза, связанные с возрастом?
Дети до десяти лет
Приступы встречаются редко, а распознаются еще реже. Во многих случаях диагноз циркулярной фазы в детстве ставится лишь ретроспективно. Это связано с атипичным проявлением фаз и большей лабильностью состояния больных. при этом депрессивные состояния сопровождаются:
— вялостью;
— медлительностью;
— пассивностью с симптомами физического неблагополучия.
Дети становятся малоразговорчивыми, медлительными, однообразными. В играх они пассивны, рассеяны. Их не радуют игрушки, книги, картинки. Дети выглядят усталыми и нездоровыми. Язык обложен, лицо осунувшееся. Они жалуются на слабость, боли в животе, голове, ногах. Снижается успеваемость. Общение с детьми затрудняется, что еще больше усугубляет подавленность. Ухудшается аппетит, нарушается сон. Кроме кратковременных колебаний состояния в течение дня, наблюдаются и периоды улучшения до нескольких дней и недель. Атипичность проявлений и волнообразность состояния могут затруднять распознавание депрессивного синдрома. Для диагноза эндогенной депрессии требуются относительно длительное наблюдение и дополнительные данные (наследственность, исключение соматических и психогенных воздействий).
Маниакальные состояния у детей не менее трудны для распознавания. Их симптомы как бы накладываются на нормальные проявления детской психики и поведение. Естественное оживление во время игры, легкость веселости и смеха, подвижность и поиск развлечений при маниакальных состояниях резко усиливаются, достигают патологического возбуждения. Оживление во время игры доходит до неистовства.
Подвижность становится трудноуправляемой. Потребность в играх резко возрастает. Ребенок не знает передышки, успокоить его невозможно. Он одновременно может быть и зачинателем, и дезорганизатором коллективных игр. Повышенная инициативность, дерзость в обращении сочетаются с ослаблением способности соразмерять свои поступки, останавливаться, ждать. Такие особенности поведения и отсутствие признаков усталости, а также контраст с обычным поведением ребенка позволяют диагностировать маниакальное состояние. Распознать заболевание легче при биполярном аффекте, когда контраст состояний более выражен.
В рамках депрессивных приступов возможны и кратковременные периоды тревожного беспокойства (детская ажитация), напоминающие иногда поведение при меланхолическом раптусе. Вегетативные симптомы в такие периоды резко усиливаются (до степени кризов). По мере приближения к пубертатному возрасту проявления депрессии и мании становятся более четкими.
Подростковоый период
В клинической картине депрессивных и маниакальных состояний наблюдаются все основные характерные симптомы. Ко внешним проявлениям депрессивного состояния относят:
— заторможенность моторики и речи;
— снижение инициативы;
— пассивность;
— утрата живости реакции.
Сопровождаются более или менее дифференцированным чувством:
— тоски;
— скуки;
— апатии;
— тревоги;
— умственного притупления;
— забывчивостью.
Такие типичные симптомы депрессии сочетаются с характерными для рассматриваемого возраста повышенным самоанализом, заостренной чувствительностью к отношению ровесников, угрюмо-дисфорическими реакциями. Часты ипохондрические высказывания. В подростковом возрасте наблюдаются и депрессии с бредом, синдромально достаточно отчетливые. Иногда клиническая картина на некоторое время приобретает сходство с меланхолической парафренией (нигилистические бредовые высказывания, ипохондрический вариант бреда Котара). Часто возникают суицидальные мысли, возможны суицидальные попытки. По клинической картине (соотношение атипичных и типичных симптомов) и динамике фазы (выраженная волнообразность или относительная стабильность депрессивного состояния) проявления МДП у подростков приближаются к симптоматике этого психоза у взрослых или у детей.
Сочетание типичных и атипичных симптомов свойственно и маниакальным состояниям. В их клинической картине достаточно явно выступают основные симптомы циркулярной мании. Одновременно наблюдаются и признаки возрастной модификации. Маниакальное состояние в пубертатном возрасте отличается выраженной расторможенностью и развязностью (поведение становится дурашливым, гебоидным), наивностью, нереалистичностью разнообразных стремлений и действий. Юноши в поисках развлечений допускают брутальные выходки, доходящие до дебоша, затевают шутки и проделки, влекущие за собой порчу вещей, трату больших сумм. Ночами больные не спят, пишут стихи, планы пьес и романов, научные трактаты, днем посещают кружки, музеи, лекции. Легко знакомятся, вступают в новые компании. Ощущают словно второе рождение. Диагноз выраженного маниакального состояния трудностей не представляет.
При значительной выраженности атипичных для пубертатного возраста особенностей поведения диагностике помогают условия начала расстройства (быстрота, сезонность), определение контраста с обычным образом жизни, оттенок игры и мегаломаническая направленность поступков. Атипичные аффективные расстройства рассматриваемого возраста относительно трудны для распознавания, но и в этих случаях их можно заподозрить и выявить по субъективным ощущениям больного: вялость, рассеянность, безрадостность (депрессия) или прилив сил, чувство радости (мания).
Пресенильный и пожилой возраст
При депрессиях значительное место занимает тревога. Очень часто возникают ажитированные тревожные состояния. У большинства больных в той или иной степени в клинической картине депрессии наблюдаются ипохондрические симптомы: от тревожных опасений с фиксацией на соматическом самочувствии до бредовых ипохондрических идей и бреда Котара. Число сложных депрессивных приступов увеличивается (депрессии с бредом, меланхолическая парафрения). Резко увеличивается (до 40%) количество затяжных депрессий, учащаются рецидивы. У многих больных после выраженной депрессии в состоянии ремиссии наблюдаются остаточные аффективные расстройства и (реже) психическая слабость. При всей атипичности депрессивных фаз маниакально-депрессивного психоза в позднем возрасте можно иметь в виду, что вплоть до глубокой старости они сохраняют основную структуру эндогенной депрессии. Бредовые расстройства не выходят за рамки депрессивных форм бреда. Часты и типичные циркулярные депрессии.
Маниакальные фазы позднего возраста характеризуют:
малой продуктивностью;
монотонностью идеаторного возбуждения;
преобладанием двигательной суетливости над истинным стремлением к деятельности.
Часто отмечаются гневливые реакции. Во многих случаях бредовые мегаломанические высказывания выглядят нелепыми, напоминают паралитический бред. Органическая дементная окраска состояния может проявляться и в нелепо-дурашливом поведении, неряшливости, циничной гиперсексуальности, слабодушии. Повышенная отвлекаемость может импонировать как забывчивость. Симптомы органического снижения, как правило, исчезают по окончании фазы. Как и депрессивные, многие маниакальные фазы остаются типичными до глубокой старости.